Что проверяется на ТО транспортного средства для ОСАГО в 2019 году?

С целью допуска автомототранспортных средств к их движению на дорогах общего пользования разработаны и утверждены различные законодательные акты в сфере технического осмотра. При этом порядок и периодичность прохождения ТО для ОСАГО в 2019 году могут различаться в зависимости от категории  транспортного средства, возраста автомобиля и других критериев. По результатам проведения техосмотра для ОСАГО оформляется диагностическая карта – документ, содержащий информацию о наличии или отсутствии неисправностей.

Что такое техосмотр?

Под техосмотром для ОСАГО понимается совокупность мероприятий, проводимых аккредитованными операторами ТО в специальных помещениях, оборудованных средствами технического контроля и диагностирования, по выявлению различных поломок транспортного средства и по выдаче заключения о соответствии или несоответствии ТС обязательным требованиям безопасности.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.


Существующие разновидности ТО

Есть несколько видов технического осмотра в 2019 году:

  1. ТО, необходимый для оформления ОСАГО;
  2. техосмотр, осуществляемый у официального дилера, чтобы не лишиться гарантии на новую машину;
  3. диагностирование, которое делается в отношении городских наземных электрических ТС (троллейбусов и трамваев), а также машин, закрепленных в установленном порядке за организациями, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  4. обязательный предрейсовый и предсменный контроль, которые проводятся в отношении легковых такси, автобусов и прочих ТС, транспортирующих пассажиров на основании договора перевозки или фрахтования (аб. 7 ч. 2 ст. 20 ФЗ № 196 от 10-го декабря 1995-го года);
  5. техническая диагностика транспортных средств, закрепленных за военными автомобильными инспекциями;
  6. ТО для самоходной техники, зарегистрированной в органах Гостехнадзора.

Нормативная база

Правовое регулирование в сфере технического осмотра и диагностирования осуществляется следующими нормативными документами:

  • ФЗ № 170 от 1-го июля 2011-го года – это основной законодательный акт, который применяется в сфере ТО для ОСАГО, то есть к транспортным средствам, в отношении которых порядок, условия и периодичность осмотра не указаны в других ФЗ;
  • Постановление Правительства № 1008 от 5-го декабря 2011-го года – там указаны основные правила осуществления техдиагностирования;
  • Постановление Правительства № 1013 от 13-го ноября 2013-го года – о том, как проверяются самоходные машины на соответствие требованиям безопасности;
  • Приказ Минобороны № 250 от 5-го июля 2007-го года – там говорится об условиях и периодичности ТО для машин, принадлежащих военным автомобильным инспекциям;
  • Постановление Правительства № 1240 от 30-го декабря 2011-го года – о том, как осуществляется проверка состояния троллейбусов и трамваев;
  • Постановление Правительства № 348 от 17-го апреля 2013-го года – рассказано про условия ТО для авто, закрепленных за органами, ведущими оперативно-розыскную работу;
  • Приказ Минтранса № 296 от 8-го августа 2018-го года – о том, как совершается предрейсовый и предсменный контроль за состоянием легковых такси, автобусов и прочих машин, осуществляющих пассажирские перевозки.

Как часто должен проводиться техосмотр для ОСАГО?

Срок действия диагностической карты зависит от:

  • категории автомобиля;
  • его возраста.

Каждые полгода (вне зависимости от возраста авто) нужно проходить технический осмотр владельцам (не путать с обязательным предрейсовым и предсменным контролем, который проводится перед каждым выпуском ТС на линию):

Юридическая консультация онлайн

  • легковых такси;
  • автобусов;
  • грузовых машин с числом мест более 8, предназначенных для пассажирских перевозок;
  • специализированных ТС, транспортирующих небезопасные грузы (п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170).

Каждый год (независимо от возраста ТС) требуется получение карты диагностики для собственников:

  • грузовиков весом свыше 3,5 тонн;
  • ТС, на которых происходит обучение вождению;
  • автомашин, оборудованных устройствами для подачи световых и звуковых сигналов (п. 3 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170).

Каждый год нужно проходить технический осмотр для ОСАГО собственникам следующих ТС, если их возраст – более 7 лет (включая год производства):

  • все виды легковых машин;
  • грузовики с весом до 3,5 тонн;
  • прицепы и полуприцепы (не нужно проходить ТО с 1 января 2012 года и далее владельцам прицепов, если таковые – физические лица – ч. 4 ст. 32 ФЗ № 170);
  • мотоциклы.

Если вышеуказанные разновидности (все виды легковых машин, грузовики с весом до 3,5 тонн, прицепы, полуприцепы и мотоциклы ) транспортных средств находятся в возрасте от 3 до 7 лет с момента выпуска, то технический осмотр для ОСАГО нужно проходить не каждый год, а 1 раз в 2 года. А если им нет еще 3 лет, тогда карту техосмотра получать вообще не потребуется (ч. 2 ст. 15 ФЗ № 170).

Что такое диагностическая карта и для чего она требуется?

Диагностическая карта содержит заключение технического эксперта о том, соответствует ли проверенное ТС требованиям безопасности или нет (ч. 1 ст. 19 ФЗ № 170).

Если соответствует, то на оборотной стороне в поле “Заключение о возможности / невозможности…” перечеркивается крестом надпись “Невозможно / Failed”, а на лицевой стороне указывается срок действия. Если ТС не соответствует установленным требованиям, то перечеркивается “Возможно / Passed” – владелец машины при этом должен пройти повторный техосмотр (ст. 18 ФЗ № 170).

Все операторы ТО обязаны выдавать карту на унифицированных бланках, утвержденных Приложением 3 к Постановлению № 1008.

Юридическая консультация онлайн

Оформление осуществляется и в письменном виде на листе А4, и в электронном. Один экземпляр письменного бланка диагностической карты выдается на руки заявителю, второй же остается у оператора ТО и хранится не менее 3 лет (ч. 3 ст. 19 ФЗ № 170). Документ в электронной форме же направляется в ЕАИСТО.

Где проводится техосмотр для ОСАГО?

ТО для ОСАГО в 2019 году проводится исключительно в “очном” режиме, то есть при личной явке собственника транспортного средства (или его представителя) по месту нахождения оператора техосмотра (или по месту нахождения пункта ТО) (разумеется, сама машина тоже потребуется).

Оператором ТО может быть как юридическое лицо, так и ИП, получившее соответствующий аттестат аккредитации от РСА (п. 7 ст. 1 ФЗ № 170). У операторов может иметься несколько пунктов ТО — то есть помещений, где расположены необходимые для проверки средства измерения и контроля.

Диагностическую карту для ОСАГО можно получить вообще у любого оператора ТО, независимо от региона регистрации автомобиля (ч. 1 ст. 17 ФЗ № 170).

В соответствии с ч. 6 ст. 17 ФЗ № 170, договор между владельцем машины и оператором является публичным. А это значит, что отказать в его заключении не вправе. То есть просто выбираем любой пункт диагностики, приезжаем на машине, заключаем соответствующее соглашение, ждем, пока проверку проведут, и получаем заключение о соответствии или несоответствии ТС требованиям безопасности.

Уточнить адреса нахождения операторов ТО тоже просто – нужно всего лишь зайти на официальный сайт РСА и:

  • кликнуть по вкладке “Техосмотр”;
  • нажать “Реестр операторов ТО”;
  • в поле “Адрес местонахождения” ввести свой город;
  • кликнуть “Поиск”.

Система выдаст адреса нахождения операторов технического осмотра для ОСАГО, контактные телефоны и статус аттестата аккредитации – действующий или аннулированный.

Чтобы узнать подробную информацию, нужно кликнуть по наименованию оператора. В том числе, после нажатия, можно посмотреть адреса всех пунктов ТО данного оператора (если их у него несколько).

Документы, предоставляемые для осуществления диагностики

Перечень необходимой документации представлен в двух законодательных актах:

Оба из них содержат одну и ту же информацию – при прохождении техосмотра для ОСАГО предоставить требуется всего лишь 2 бумаги:

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-50-82 Москва; +7 (812) 425-68-16 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-14-96 Бесплатный звонок для всей России.


  • паспорт (или прочий документ, идентифицирующий личность заявителя);
  • СТС, либо же ПТС (по выбору того, кто обращается).

В случае, если к оператору ТО приехал не собственник машины, а его представитель, то потребуется дополнительный документ – доверенность, содержащая соответствующее полномочие и оформленная в порядке, определенным гражданским законодательством.

Указанный выше список является исчерпывающим. То есть требовать иную документацию операторы техосмотра не вправе, о чем сказано в ч. 4 ст. 17 ФЗ № 170.

Порядок проведения технического осмотра для оформления полиса ОСАГО

Техосмотр транспортного средства для ОСАГО осуществляется следующим образом:

  • сначала заявитель выбирает ближайший (или вообще любой) пункт осмотра на сайте РСА, при необходимости, уточняет по телефону у оператора интересующие вопросы;
  • в рабочее время приезжает на машине, подлежащей диагностированию, на точку проведения контроля, с паспортом, СТС или ПТС, а также доверенностью (если обращается представитель);
  • ожидает, пока будет осуществлена проверка соответствия фактических данных о ТС тем, которые указаны в ПТС или СТС (п. 11 Постановления № 1008);
  • оплачивает услуги по осмотру.

Далее заявителю нужно загнать машину в бокс и просто ждать, пока техник-эксперт осуществит необходимые процедуры. При этом время проведения осмотра регламентировано на законодательном уровне Приложением 2 к Постановлению № 1008:

Категория ТССколько по времени проходит ТО (в минутах)
M1 (легковые машины)30
M2 (автобусы до 5 тонн)59
M3 (автобусы свыше 5 тонн)72
N1 (грузовики с весом до 3500 кг)32
N2 (грузовые машины с массой от 3500 до 12000 кг)62
L (мототранспортные средства)10
O1 и O2 (прицепы до 3500 кг)25
O3 и O4 (прицепы свыше 3500 кг)44

В течение указанного времени эксперт осуществит диагностику основных узлов и агрегатов, указанных в Приложении 1 к Постановлению № 1008 для соответствующей категории ТС. В отношении легковых машин (M1) будут проверены:

Основные системы автомобиля

Что проверяют и чего именно НЕ должно быть, чтобы успешно пройти техосмотр

ТормозаПодтекания тормозной жидкости
Повреждения тормозных трубопроводов, нарушение их герметичности
Коррозия тормозных механизмов
Трещины или деформации на деталях тормозной системы
Разность тормозных сил колес на определенной оси – передней или задней – превышает 20 % (для дисковых тормозов), 25 % (для барабанных)
Рулевая системаОтсутствие каких-либо деталей крепежа рулевой колонки
Неплавно изменяющееся усилие при осуществлении поворачивания рулевого колеса
Трещины и деформации в деталях рулевой системы
Наличие устройств, которые ограничивают поворот рулевого колеса, не предусмотренных конструкцией автомобиля
Фары и задние фонариОтсутствие реакции со стороны сигналов торможения, поворотников и заднего хода на нажатие соответствующей педали
Несоответствие углов регулировки и силы света передних фар требованиям ТР ТС 018/2011
Наличие нештатных ламп и рассеивателей
Стеклоочистители и стеклоомывателиИх отсутствие и (или) неработоспособность
Шины и колесаВысота рисунка протектора менее 1,6 мм – для летних шин, 4 мм – для зимних
Отсутствие хотя бы 1-го болта крепления колесного диска к ступице
Трещины на дисках
На одну ось смонтированы автомобильные шины разных размеров, конструкций
Наличие пробоев в шинах, обнажений корда, порезов, местных отслоений протектора
Двигатель и относящиеся к нему системыНеработоспособность запорных механизмов топливного бака
Превышение уровня издаваемого шума системой выпускания отработавших газов более, чем на 5 Дб значения, установленные изготовителем машины
Наличие подтеков топлива в системе подачи питания двигателя
Превышение количественного содержания загрязняющих веществ в выхлопе установленные ТР ТС 018/2011 значения
Прочие конструктивные элементыОтсутствие зеркал заднего вида
Светопропускаемость тонировки ниже установленных показателей
Трещины на лобовом стекле
Неработоспособность противоугонного устройства, предусмотренного заводом-производителем
Не работает звуковой сигнал
Надрывы на лямках ремней безопасности
Отсутствие огнетушителя, либо знака аварийной остановки, либо медицинской аптечки
Некорректная работа механизмов регулировки водительского сидения (в том числе, и спинки кресла)
Наличие каплепадения в КПП, аккумуляторе, отопителе, кондиционере
Места для крепления государственных регистрационных знаков отсутствуют или не соответствуют требованиям по их количеству (на легковых должно быть одно место для крепления ГРЗ спереди и одно сзади)

В отношении легких грузовиков (категория N1) на техническом осмотре в 2019 году проверяются все те же параметры, что и касаемо легковых машин (M1) + запорные механизмы бортов грузовой платформы и горловин автоцистерн – они должны быть в рабочем состоянии.

Если говорить про более тяжелые грузовики (N2, N3), то в 2019 году у них контролируется все то же самое, что и у легковых автомобилей, плюс еще:

Основные узлы и агрегатыЧто проверяют и чего НЕ должно быть, чтобы успешно пройти ТО (дополнительно к параметрам, подлежащим проверке в отношении легковых машин)
Тормозная системаНеработоспособная тормозная система автопоездов, оснащенная пневматическим приводом, в режиме аварийного торможения.
Есть утечки воздуха из тормозных колесных камер.
Наблюдается повреждение соединительных шлангов пневматического привода автопоезда, когда одновременно перемещается и тягач, и прицеп.
Прочие элементы конструкцииНеработоспособность запирающих механизмов бортов грузовой платформы.
Задние и боковые защитные устройства отсутствуют, или их месторасположение, предусмотренное заводом-изготовителем, изменено.
Незакрытие в автоматическом режиме замка седельно-сцепного устройства (у седельных тягачей).
В беззазорных тягово-сцепных механизмах наблюдается продольный люфт (когда тягач сцеплен с прицепом).
Отсутствие хотя бы 1-го противооткатного упора.
Отсутствие надколесных грязезащитных устройств (для ТС с массой свыше 7500 кг).

При прохождении техосмотра для ОСАГО в 2019 году в отношении автобусов (M2 и M3) проверяется все то же самое, что и касаемо средних и тяжелых грузовиков (N2 и N3), за исключением некоторых параметров прочих элементов конструкции.

Так, проверке не подлежат:

  • запорные механизмы бортов грузовой платформы;
  • наличие или отсутствие задних и боковых защитных агрегатов;
  • наличие или отсутствие надколесных грязезащитных устройств.

Однако есть и параметры, которые, наоборот, проверяются у автобусов, но не подлежат диагностике у грузовиков:

  • работоспособность сигнала требования остановки и аварийного выключателя дверей;
  • аварийные выходы и наличие табличек, обозначающих место их нахождения;
  • лампы внутреннего освещения салона.

Порядок проведения техосмотра мотоцикла для ОСАГО

В 2019 году на мотоцикл делать диагностическую карту для ОСАГО нужно с той же периодичностью, что и на легковой автомобиль, то есть:

  • 1 раз в 2 года – если мототранспортному средству от 3 до 7 лет;
  • 1 раз в год – если свыше 7 лет;
  • вообще не нужно проходить – если менее 3 лет с года выпуска.

ОСАГО на мотоцикл тоже нужно оформлять (кроме мопедов, которые имеют максимально предусмотренную конструкцией скорость не более 20 км/ч – п. “а” ч. 3 ст. 4 ФЗ № 40 от 25-го апреля 2002-го года).

Нигде в законодательных актах не сказано, что порядок диагностики для мотоциклов как-то отличается от других ТС. Различие лишь в том, какие элементы конструкции подлежат проверке. Таковых очень мало – по сравнению с той же легковой машиной. Достаточно посмотреть на время проведения ТО – для мотоциклов оно составляет всего лишь 10 минут.

В отношении мототранспортных средств (категория L) проверяют практически то же самое, что и касаемо легковых машин (M1), но все же меньше:

Основные узлы и агрегаты

Что проверяют у мотоциклов

Тормозная системаПроверяют все то же, что и в отношении “легковушек”, кроме разности тормозных сил на осях ТС и эффективности тормозной системы
Рулевое управлениеНЕ проверяют все, кроме наличия или отсутствия в рулевом механизме деталей с трещинами, деформациями и др.
Фары и фонариДиагностируют то же, что и у M1, кроме углов регулировки света передних фар
Стеклоочистители и стеклоомывателиНЕ проверяют вообще ничего
Шины и колесаДиагностике подлежит все то же, что и в отношении легковых машин
Двигатель и относящиеся к нему системыВсе то же, что и контролируют у “легковушек”
Прочие элементы конструкцииМотоциклы проверяют на работоспособность звукового сигнала, на наличие указателя аварийной остановки и аптечки, на наличие мест для крепления регистрационного знака, на каплепадение рабочих жидкостей, а также на присутствие изменений конструкции ТС без соответствующего согласования с ГИБДД

Стоимость технического осмотра

В соответствии с ч. 1 ст. 16 ФЗ № 170, ТО всегда проводится на платной основе. Сколько конкретно придется заплатить, зависит от:

  1. объема проводимых работ и категории ТС (очевидно, что на мотоцикл диагностическая карта будет дешевле, чем на легковой автомобиль);
  2. ценовой политики оператора ТО (так как именно он и устанавливает размер платы, по своему усмотрению).

Есть ограничение – операторы техосмотра для ОСАГО не могут взимать с заявителей сумму, превышающую установленную в субъекте РФ. Максимальная стоимость ТО определяется региональным правительством. Минимальный же размер платы не ограничивается (то есть, теоретически, может составлять и 1 рубль).

Что делать, если ТС не прошло диагностику?

После завершения технического осмотра для ОСАГО в 2019 году выдается диагностическая карта. Если машина прошла ТО, карту можно предъявить любому страховщику и оформить полис ОСАГО. Если не прошла, нужно:

  • устранить неисправность (-и), которая (-ые) были выявлены;
  • не позднее 20 дней после прохождения первого ТО вновь явиться на этот же пункт и представить ТС к осмотру.

Если на повторное диагностирование приехать на этот же пункт, тогда проверять машину будут только по тем параметрам, которые она не прошла в первый раз. А если на другой, то по всем параметрам (ч. 4 ст. 18 ФЗ № 170).

Какая ответственность будет, если не пройти технический осмотр?

Отдельно наказание за отсутствие диагностической карты установлено для:

  • легковых такси;
  • автобусов;
  • грузовых машин с числом мест более 8, предназначенных для транспортировки людей;
  • ТС, перевозящих опасные грузы.

Санкции для водителей вышеуказанных автомобилей регламентированы в ч. 2 ст. 12.1. КоАП – штраф от 500 до 800 рублей.

А вот в отношении тех ТС на которые, для оформления полиса ОСАГО, нужно предъявлять диагностическую карту (то есть на все остальные машины – легковые, грузовые до 3500 или свыше 3500 кг, но не предназначенные для перевозки людей, мотоциклы и др. – п. “e” ч. 3 ст. 15 ФЗ № 40), отдельно штрафа нет.

Выплаты по ОСАГО в случае отсутствия технического осмотра

Возможна ситуация, когда полис ОСАГО еще действует, а срок диагностической карты уже истек.

Если произойдет ДТП уже по истечении действия техосмотра, то ничего не произойдет для лица, которое, в соответствии с п. “e” ч. 3 ст. 15 ФЗ № 40, обязано подавать страховщику карту диагностики для заключения договора “автогражданки” (собственники всех видов легковых машин, грузовых, не предназначенных для перевозки людей, мотоциклов и др.).

То есть выплаты для них будут в штатном режиме. Отказ страховой компании от осуществления восстановительного ремонта и / или перечисления денег незаконен.

Также ничего не будет и для владельцев ТС, которые не обязаны в первые 3 года проходить ТО. Например, начало действия ОСАГО приходится до наступления машине этого возраста, а конец – уже после наступления. Так вот, если ДТП произошло, когда авто было уже более 3 лет, выплату страховщик обязан сделать в стандартном порядке. Разумеется, при оформлении следующего полиса ОСАГО техосмотр уже придется пройти.

Однако есть исключение. В п. “и” ч. 1 ст. 14 ФЗ № 40 сказано, что страховщик имеет право взыскать сумму выплаченного потерпевшему ущерба с лица, причинившего вред (регрессное требование), если на момент ДТП истек срок действия диагностической карты у:

  • легкового такси;
  • автобуса;
  • грузовика, предназначенного для пассажирских перевозок, с числом мест более 8;
  • специализированного ТС, транспортирующего небезопасные грузы.

Нюансы

Некоторые особенности проверки ТО транспортного средства для ОСАГО:

  • в отношении тяжелых грузовиков (N3) и автобусов (M3) в 2019 году установлено больше всего параметров, подлежащих проверке;
  • на сайте РСА можно посмотреть область аккредитации в отношении какого-либо оператора ТО (это нужно, например, чтобы понять – можно ли сделать диагностическую карту у него на легковую машину, или же этот оператор проверяет только грузовики);
  • если карта диагностики была утеряна, ее можно восстановить “день в день” у любого оператора ТО в РФ (ч. 7 ст. 19 ФЗ № 170) – правда, на платной основе.
Бесплатная консультация юриста: Москва +7(499)938-50-82 | СПБ +7(812)425-68-16
+ +